Марьяна Скуратовская

«Джен Эйр»: сколько платьев нужно для счастья (часть 2)

По сравнению с гувернанткой, её воспитанницы кажутся воздушными созданиями в светлых платьицах. Такова и Адель, подопечная Джен Эйр. Подготовка к вечеру в обществе гостей в очередной раз демонстрирует разницу между светской дамой – вернее, её миниатюрной копией, и барышней-гувернанткой:
      «Узнав, что она наконец-то будет представлена дамам, Адель находилась весь день в состоянии крайнего возбуждения и успокоилась лишь тогда, когда Софи приступила к церемонии одевания. Этот процесс захватил её целиком; и вот наконец её волосы были убраны и лежали на плечах в виде длинных, тщательно расчёсанных локонов, розовое атласное платье было надето, кушак завязан и натянуты кружевные перчатки, и девочка приняла торжественный и важный вид. Не было нужды предупреждать Адель о том, чтобы она берегла свой туалет: она важно уселась на свой стульчик, аккуратно загнув атласный подол, чтобы не смять его, и уверила меня, что не встанет с места, пока я не буду готова.

      Но я собиралась недолго: быстро надела своё лучшее платье (серебристо-серое, которое купила к свадьбе мисс Темпль и с тех пор не надевала), быстро пригладила волосы, быстро приколола свое единственное украшение – жемчужную брошку».
      Это был вечер, когда Джен Эйр в первый раз близко сталкивается с тем, что можно назвать светским обществом. Не привлекая к себе внимания, Джен тихонько рассматривает дам – её острый глаз художника-любителя подмечает и особенности внешности, и детали туалетов. Рассмотрим их и мы.
      Миссис Эштон и две её дочери – «старшая дочь, Эми, была скорей маленького роста; в её тоненькой фигурке, в её чертах и движениях было что-то наивное, полудетское, и это придавало ей особую привлекательность. Ей очень шло белое кисейное платье с голубым кушаком». К такой внешности и в самом деле подходит именно светлое платье из относительно скромной ткани, полупрозрачной кисеи, которая окутывала женскую фигуру, будто облако.

      Совсем по-другому выглядит леди Лин – «крупная, рослая особа, лет сорока, в роскошном атласном платье «шанжан», с весьма надменным лицом – держалась очень прямо. Её волосы, оттенённые голубым пером и убором из драгоценных камней, казались особенно тёмными». Шанжан – ткань, основа и уток которой разного цвета, что создаёт очень красивый переливчатый эффект. Поскольку причёска леди Лин украшена голубым пером, можно предположить, что цвета её наряда должны были либо красиво гармонировать, либо контрастировать с голубым цветом. Возможно, синие оттенки?..
          «Полковница Дэнт была менее эффектна, но, по-моему, гораздо более аристократична. У неё была стройная фигура, бледное нежное лицо и светлые волосы. Её чёрное атласное платье, шарф из дорогих заграничных кружев и жемчужное ожерелье нравились мне больше, чем радужное великолепие титулованной гостьи».
          О чёрном атласе мы уже говорили. Но платье полковницы наверняка было сшито из дорогой ткани и в соответствие с последней модой, и, поскольку оно вечернее, обнажало плечи, а драгоценные кружева и жемчуга делали его совершенно непохожим на строгое чёрное атласное платье миссис Фэйрфакс. Самая же эффектная дама в гостиной – вдовствующая леди Ингрэм, блистательная и надменная:
          «На ней было красное бархатное платье, а на голове тюрбан из индийского шёлка, придававший ей, как она, вероятно, воображала, что-то царственное».
          Тюрбаны вошли в моду ещё в начале XIXвека. Это был головной убор, приличествующий торжественным случаям – выездам на балы, в театр, или, как в данном случае, на званый вечер. И виды тюрбанов, и ткани, и манера их носить постоянно менялись в соответствии с модой. Считается, что популяризации тюрбанов способствовала известная французская писательница, Жермена де Сталь. И популярность эта продлилась едва ли не полвека! Заметим, надеть тюрбан – вовсе не то же самое, что надеть шляпку. Нужно было задрапировать длинный кусок ткани на голове, сколов в нужных местах, так что, скорее всего, личная горничная леди Ингрэм владела этим искусством.
          Ну а старшая дочь, Бланш Ингрэм, и вовсе ослепительна. Такой её рисует Джен Эйр немного позже:
              «Вспомни величественные, но гармонические очертания скульптурной шеи и груди, нежную руку, покажи округлое и ослепительное плечо, не забудь ни бриллиантового кольца, ни золотого браслета, добросовестно изобрази одежду, воздушный узор кружев и сверкающий атлас, изящные складки шарфа и чайную розу — и подпиши под этим портретом: «Бланш, прекрасная молодая аристократка».
              Да, красивые дамы в эффектных нарядах – прелестное зрелище. Но оно не пленяет мистера Рочестера, он слишком многое повидал в своей жизни. Ему нужная скромная, сильная и довольно упрямая Джен Эйр.